14.11.2017. К Красоте через творчество

Фото

Встречу «К Красоте через творчество», состоявшуюся 30 сентября, сотрудники Кременчугского Рериховского общества посвятили Дню горда Кременчуга.

Первая часть встречи прошла в зале, где находятся картины Н.К. Рериха, посвященные театру, и, где проходят кукольные спектакли кукольного театра общества. Многогранный талант Николая Константиновича Рериха ярко проявился в его работах для театральных постановок. Во время знаменитых «Русских сезонов» С.П. Дягилева в оформлении Н.К. Рериха проходили «Половецкие пляски» из «Князя Игоря» А.П. Бородина, «Псковитянка» Н.А. Римского-Корсакова, балет «Весна священная» на музыку И.Ф. Стравинского. Н.К. Рерих работал над созданием декораций к операм Вагнера. Некоторые картины декораций представлены на выставке в этом зале. В этом зале представлена обширная выставка разнообразных творческих работ сотрудников общества и других кременчужан.


С докладом «К Красоте через творчество» выступила сотрудник общества Медведенко Ирина Анатольевна. Она обратила внимание на семью Рерихов, являющуюся для нас примером великого творчества, которые были великими творцами, вестниками культуры и красоты, давшие нам более глубокое понимание таких понятий как красота, творчество, искусство, культура, радость и другие.

Фото

Н.К. Рерих входил в плеяду тех немногих мыслителей XX века, которые глубоко понимали истинное значение Культуры, ее определяющую роль в развитии человечества. «Культура покоится на Красоте и Знании», – писал он. Николай Константинович повторял известную фразу Достоевского с небольшой поправкой: «Осознание Красоты спасет мир». В этой формулировке заключен практически весь смысл космической эволюции, которая идет от хаоса к порядку, от простого к сложному, от системы к Красоте. Красота познается человеком лишь через Культуру, неотъемлемой частью которой является творчество. Об этом говорилось и в книгах Живой Этики, непосредственное участие в создании которых принимали Рерихи. Елена Ивановна записывала, а Николай Константинович увековечивал космические идеи Живой Этики в прекрасных художественных образах.

«Творцы всех времен и народов создавали произведения, не только интуитивно увидев его в лучшем выражении, но они распространяли свое творчество и на самый материал, из которого они работали. Ваятель, уже увидев глыбу мрамора, творил из нее в лучших пределах. Художник-резчик пользовался каждым качеством куска дерева, чтобы слить его с образами, явившимися творческому глазу. Живописец интуитивно выбирал красочный материал для каждого своего выражения. Художник не мог бы потом объяснить, почему именно ему требовалась масляная живопись или темперная, или акварельная, или пастель», – писал Н.К. Рерих в своём очерке «О Вечном» «Веление творчества покрывает собою все рассудочные шептания о правилах, о материалах, обо всем том, о чем часто рычит пресекательное слово «нельзя». Творчеству все можно. Оно ведет за собою человечество. Творчество есть знамя молодости. Творчество есть прогресс. Творчество есть овладение новыми возможностями. Творчество есть мирная победа над косностью и аморфностью. В творчестве уже заложено движение. Творчество есть выражение основных законов вселенной. Иначе говоря, в творчестве выражена красота». «В тайниках сердца, за которые ответствен сам человек, заложено верное суждение о том, что есть истинная убедительность, что есть творчество, что есть Красота».

\ Е.И.Рерих так же, как и Н.К.Рерих много писала о значении творчества, красоты, искусства.

«Высшею формою творчества человеческого остается искусство. Оно открывает пути к Высшим Мирам, и оно поднимает дух на высшие ступени совершенствования. Творить наиболее полно можно только при полноте единения с Высшим. Должно присутствовать Единение в духе. С Высшим следует идти через жизнь, с Высшим творить, и Высшему посвящать плоды творчества труда своего. И тогда будет творчество глубже, осмысленнее и будет озарено огнями сердца. Сказано: «Через искусство имеете Свет». Творчество – удел человека.

Возможности творческой активности человеческого духа беспредельны, как беспределен сам дух. Эта область сияет поистине сказочными возможностями и открывает перед человеком цель, ради которой он живет, развивается и совершенствуется». «Только творческий труд дает радость и удовлетворение труженику, ибо обычный труд, без элементов творчества в нем, утомляет своей монотонностью и становится скучным и безрадостным. Новое в труде, способное двинуть нас вперед, вносится лишь творчеством. Потому утверждается творческий труд, идущий на смену обычному».

Живая Этика выступает творческим импульсом Космической эволюции и способствует формированию нового космического сознания ученых, деятелей культуры, педагогов и представителей других сфер общественной деятельности. В Живой Этике в книге «Надземное» читаем: «Урусвати знает мощь творчества. Не будем повторять о ценности проявления физического творчества, оно достаточно утверждено в пределах эволюции, но люди недостаточно понимают явление творчества психического.

Люди скажут: «Нам не дано сделаться творцами», — но в то же время они, сами не замечая, прекрасно творят психически, и такое творчество необходимо для продвижения в Надземном Мире, потому утверждали Мы искусство мечты. Оно способствует преуспеянию в высших областях.

Но мечта не должна быть вредоносной; она не должна служить самости. Она не должна способствовать безобразию и жестокости.

Пусть мечта будет прекрасной. Пусть она творит лучшее будущее человечества. Пусть она создаёт героические образы. Пусть она проникает в высшие, Надземные Области. Пусть она служит к познанию Высших Существ, — только такое качество будет плодоносным. Оно не только утвердит сознание творца, но и создаст драгоценную вибрацию на пользу общую.

Так каждый мыслящий может приобщиться к великому мировому творчеству. Даже малый сотрудник может создать радужный мост к Миру Надземному.

Мыслитель утверждал: «Творите в сердце и наполняйте мир прекрасными созвучиями».

В своих письмах Рерих Е.И. утверждала эволюционное значение прекрасного творчества. «Вы, мои друзья, прикоснувшиеся к искусству, к творчеству, умейте пользоваться этими дарами, как конденсацией ваших сил, ибо звук и цвет, мысль и ритм – основы мироздания и нашего существования. Звук и цвет, знание и творчество есть… чаша Бессмертия! Вечное, непрестанное творчество Жизни Вселенной окружает нас и мы, будучи частью этого великого творчества, должны творить каждую минуту нашей жизни, творить мыслью, словом, действием».

Великие мастера, подлинные творцы Красоты на нашей Земле, всегда были заняты поисками Прекрасного. Их жизнь является вдохновенным примером беззаветного служения высшим идеалам. Медведенко И.А. рассказала о прекрасном художественном творчестве С.Н. Рериха. Посредством прекрасной гармонии красок и линий, используя великие достижения прошлого и собственный уникальный опыт, Святослав Николаевич вводит нас в мир беспредельной Красоты, приоткрывает волнующие тайны Природы, увлекает за собой к вершинам вдохновения и озарения, позволяя проникнуть в еще скрытые от нас планы Бытия. Он был убежден, что «поиск прекрасного является наследственной эволюционной силой». «Наше внутреннее стремление к чему-то более совершенному, более прекрасному, – утверждал Святослав Николаевич, – является той великой внутренней силой, которая изменяет нас и изменяет также нашу жизнь. Без этого внутреннего пламени человек не может разбудить в себе скрытые энергии и не может подняться на более высокий уровень знания и опыта».

Создание общественного Музея им. Н.К. Рериха в Москве Людмилой Васильевной Шапошниковой было исполнением воли С.Н. Рериха и её творческим достижением, кульминацией накопленного и синтезированного ею творческого опыта. Яркое и мощное дарование писателя-мыслителя, знания ученого, тонкая интуиция художника и организаторский талант руководителя – все это оказалось необходимым и востребованным для создания и успешного развития Музея.

Концепция Музея, разработанная Л.В. Шапошниковой, охватывает основные вехи жизненного и творческого пути Рерихов. Все эти годы литературное творчество Л.В. Шапошниковой зажигало бесчисленные сердца читателей, открывая новые горизонты познания, новое понимание Красоты и эволюционного творчества Великих Учителей человечества. Этот самоотверженный труд во имя Культуры, во имя блага людей – лучший пример воплощения в жизнь идей, заложенных в творческом наследии семьи Рерихов.

Фото

Далее Ирина Анатольевна провела экскурсию по выставке.

Она представила авторские работы по вышивке в технике художественной глади - талантливого мастера Василенко Нину Анатольевну. Специальность мастера художественной вышивки она получила в художественном училище в г. Торжке Тверской области на отделении машинной вышивки, которое имеет большую историю, берущую начало еще с времен правления Екатерины ІІ. Нина Анатольевна создавала различные изделия (женская одежда, шторы, скатерти, салфетки), украшая их мастерски выполненной художественной машинной вышивкой.

8 лет назад Нина Анатольевна сильно заболела, случился инсульт. После медленного восстановления здоровья Нина Анатольевна начала вышивать одной рукой. Первыми ее работами были иконы, выполненные в технике машинной художественной глади. А дальше она начала вышивать разные цветы. Так родилась идея создавать свои картины.

Сюжеты к картинам возникали различным образом. Любуясь красотой цветов в природе, фотографировала их, по фотографиям создавала рисунки цветов для вышивки. Использовала изображения цветов на открытках, рисунках, творчески перерабатывала их, создавая новые интересные композиции.

Медведенко отметила, что Нина Анатольевна, творчески разрабатывая тему цветов, создаёт композиции, состоящие из трех картин, объединенных одним сюжетом и гармоничной цветовой гаммой. Так появились триады картин: «Розы», «Ирисы», «Нарциссы», «Лилии», «Царство лилий».

В настоящее время Нина Анатольевна активно занимается творчеством, трудится над созданием новой триады, на которой будут изображены магнолии, выполняет новые работы по художественной вышивке на других изделиях, имеет много интересных планов по созданию новых картин. Ее постоянное устремление к прекрасному рукотворчеству вдохновляет многих людей

Затем Медведенко И.А. рассказала о выставленных работах Медведенко Ю.В., выполненных в технике вышивки крестиком.

Фото    Фото

Картины очень разные по тематике, их условно можно разделить на несколько групп. Картины детской тематики, , вызывающие самые нежные и восторженные чувства, связанные с детством.Следующую группу картин можно объединить общей тематикой – «Девичьи грёзы». В центре сюжетов этих картин – прекрасные образы молодых девушек, яркой, пленительной красоты. Их цветущие, чистые, нежные, изящные, одухотворенные образы несут торжество и радость жизни, стремление к самому прекрасному, высокому и светлому.

Центральное место на выставке занимает картина, вызывающая восторженное впечатление по тонкости, высокому мастерству и качеству выполненной работы.Сюжет картины приглашает нас к размышлению о вечных законах и ценностях в жизни. Герои картины – молодые, совсем еще юные – парень и девушка, которые вместе убегают от надвигающегося ненастья – летней грозы. Их гармоничное единение, взаимная поддержка и защита друг друга, их добрые и нежные чувства вызывают у зрителей чувства уверенности в том, что этим героям картины не страшны никакие стихии и жизненные препятствия. Вместе они смогут преодолеть всё. На гармонии и единстве двух начал основан один из великих космических законов.

Фото    Фото

Выставка познакомила посетителей с оригинальными работами по вязанию сотрудника общества Л.М. Шалимановой. Несколько своих первых работ Любовь Михайловна связала для нашего музея.

Вязание, шитьё, изделия из газетных трубочек, представила на выставке сотрудник общества Данилевская Марина Валентиновна.

Изделия джутовой филиграни представила сотрудник общества Олефиренко Ирина Викторовна. Своей ажурностью, красотой они восхищают, удивляют; невозможно пройти мимо не полюбовавшись их красотой.

Фото    Фото

Разнообразны работы председателя общества Герасименко Л.Н. Это – и цветы из фоамирана, выставленные в больших вазах, сплетённых из бумажных трубочек; рамки для картин, хлебница также из трубочек; сплетены видом плетения (макраме) кулоны, абажур для настольной лампы.

Фото    Фото

Особенно хочется отметить творческие работы сотрудницы общества, руководителя кукольного театра, руководителя детской студии «Оригами» Людмилу Сергеевну Голинь. Её творческие работы заполнили весь зал - куклы кукольного театра, изделия оригами : романтические женственные куклы, сверкающие праздничные шары (кусудама), цветы; изделия из бумажных трубочек: африканки, разного вида шкатулки и многое другое. Удивительно талантливый и самоотверженный человек во всех проявлениях жизни.

Фото    Фото

Фото    Фото

Фото    Фото

Выставка мастерски выполненных работ несет огромный позитивный заряд, вдохновляет своей творческой энергией, вызывает у зрителей чувства восторга, радости и устремления к светлому, доброму и прекрасному.

Медведенко Ирина Анатольевна порадовала зрителей своим поэтическим творчеством. Прозвучали стихи: «Музыка», Виолончель», «Женщина».

Фото

Женщина

О, женщина Земли!
Во все века тебе слагали гимны
О красоте и доброте твоей
О щедрости твоих даров.
Прими поклон земной

За мужество и ласку сердца,

За жизнь, которую даёшь,

 

Вторая часть встречи была представлена концертом «К Культуре через творчество». Пащенко Любовь Михайловна, глубокий знаток и любитель поэзии, вместе с вокалом Кравченко Елены Анатольевны представили зрителю литературно-музыкальную программу. В их исполнении звучали стихи Арсения Тарковского, Татьяны Кузовлёвой, Марины Рудольфовны Озолини, украинские песни «Черемшина», «Папороть цвитэ».

Фото    Фото

В программе Любовь Михайловна рассказала о поэтическом творчестве А.Л. Чижевского, юбилей которого отмечается в этом году (120 лет со дня рождения). Его жизнь была наполнена многогранным творчеством. Учёный: астроном, физик, медик, биолог, историк, философ; поэт, живописец. Поэзия, в которой ритм играет важнейшую роль, помогла Чижевскому понять космическое значение искусства (« Сделать человека человеком - вот всепоглощающая роль искусства». В удивительной по своей духовной наполненности работе «Академия поэзии» он писал: « Выразить мимолётное чувство в нескольких словах и дать полную картину переживания, могущего направить наш дух в область космических волн и приобщить его к жизни Вселенной, вот задача поэтического творчества». Его стихотворения - прозрачно хрустальны, в каждом из них выражается познание окружающего мира; они наполнены глубиной сверкающей мысли.

Фото

Поэзия есть чудо, раскрытое богами,
то разума сиянье, то чувства утонченье.
О смертный, наслаждайся – прильни плотней устами
К насыщенному кубку: в нём скорби утоленье.
И мир перед тобой в тот миг преобразится:
Незримое – увидишь, неверное – исчезнет,
И нового познанья светило загорится
Во мраке первозданном – твоей душевной бездне.

Скляр Наталья Николаевна, которая много лет посвятила обучению детей игре на фортепиано, работая преподавателем музыки по классу фортепиано, порадовала зрителей исполнением музыкальных классических произведений. Встреча закончилась, однако присутствующие ещё долго не расходились, вдохновлённые увиденным и услышанным.