17.02.2018. Вестник Прекрасного

Рерих С.Н.

Святослав Николаевич Рерих (23.11.1904г. – 30.01.1993г.)

28 января состоялась торжественная встреча « Вестник Прекрасного», в музее жизни и творчества семьи Рерихов, посвящённая памятной дате Святослава Николаевича Рериха - 25- летию его ухода из земной жизни.

В философии космической реальности «Живой Этике» советуется: «Но пусть каждый памятный день будет сопрвождён радостною торжественностью», т.е возвышенным состоянием сознания. Но разве может быть иначе, когда прикасаешься к таким Великим, какими были Рерихи – подвижники Культуры и Красоты.

Все художественное и литературное творчество С.Н. Рериха, его научная, педагогическая и общественная деятельность неразрывно связаны с идеями Живой Этики. Святослав Николаевич, Махатма, как называла его Е.И. Рерих вслед за Учителем, был последователем этой философской системы, толкователем, глубоким мыслителем, который сумел развить важнейшие ее положения и идеи.

Красота одаривает человека способностью создавать самое главное в его жизни – Культуру, существование которой невозможно без этой самой Красоты.

В художественном творчестве С.Н. Рериха, как и у Н.К. Рериха, заложены идеи научно-философского учения Живой Этики, без понимания которых трудно дать истинное объяснение художественных полотен, на которых изображены не только внешние явления жизни, но и её духовная атмосфера.

Многие, знавшие близко Святослава Николаевича, свидетельствовали о том, что он являл собой пример совершенного человека, несущего для окружающих мощный благотворный заряд. Об этом писала его ближайшая сотрудница учёный-индолог Л.В. Шапошникова: «Энергетическое влияние Святослава Николаевича, ученика космического Иерарха, было велико и, несомненно, меняло энергетику тех, кто входил с ним в контакт и чья энергетика была готова к этому изменению», «…работы Святослава Николаевича производят сильное впечатление на самые глубины нашего сознания». Это влияние особенно интенсивно проявлялось через его художественные произведения, которое отметил и премьер – министр Индии Джавахарлал Неру на открытии выставки Святослава Николаевича в Индии: «Очевидно, что на этой выставке представлены выдающиеся произведения искусства, нечто прекрасное, непреходящее – то, что окажет огромное влияние на умы зрите лей».

Герасименко Л.Н.

С рассказом о Святославе Николаевиче как Вестника Красоты выступила председатель общества Герасименко Л.Н

Великой роли искусства в создании более совершенного, возвышенного и добродетельного человека посвящено немало философских размышлений Святослава Николаевича. Эти размышления находят свое отражение не только на страницах его очерков и дневников, но и в пространстве всего изобразительного творчества художника.

Красота, её суть и роль, её энергетика занимали огромное место в опыте жизни С.Н. Рериха. В книгах Живой Этики отмечается, что Красота как высшая энергетика формирует «естественный эволюционный поток». Людмила Васильевна Шапошникова писала, что С.Н. Рерих ,будучи вестником Красоты и её творцом, как и его отец, не уставал разъяснять эволюционный смысл Красоты , настаивая на непреложности этого смысла.

«Стремление к Прекрасному должно стать обычным каждодневным отношением к жизни. И в этом стремлении мы обретём высшее завершение», - писал С.Н. Рерих. «Давайте будем стремиться к тому, чтобы наши поиски Прекрасного стали нашим каждодневным опытом. Давайте будем стараться находить красоту во всех наших каждодневных обязанностях, ведь даже самую маленькую задачу можно выполнить красиво». «Для меня совершенно реально и очевидно, что в Искусстве и Красоте заключены сверхъестественные силы».

«Космос направляет мир к овладению Красотою», - отмечается в книге Беспредельность Живой Этики. В книге Надземное читаем: « Приближение к Прекрасному разлагает лёд зла. Пусть творцы Прекрасного помнят, какое значение являют их творения. Считаю, что творение Прекрасного есть щит от зла».

Об энергетическом богатстве Красоты можно понять из изложенного в одном из фрагментов труда С.Н. Рериха «Стремиться к Прекрасному»: « Невыразимая аура славы излучается великим произведением. Это эманация скрытых вибраций, которые закреплены в структуре высокого произведения искусства. Волшебство чувств, мыслей и сильных желаний Великих мастеров пленено в произведении, излучается на зрителя и пробуждает в нас сходные ответные чувства помимо чисто эстетического и духовного понимания того, о чём говорится. Мы отзываемся на более совершенные сочетания и называем их прекрасными». «Для меня совершенно реально и очевидно, что в Искусстве и Красоте заключены сверхъестественные силы».

Затем присутствующим на встрече был показан фильм «Вестник Прекрасного», в котором Святослав Николаевич на выставке представляет свои картины, рассказывая об их смысле.

Герасименко Л.Н. отметила, что Святослав Николаевич придавал огромное значение радости красок, радости красочного обихода, что своей любовью к творчеству ( рукоделие, вышивка, резьба, роспись), человек может обогатить свою жизнь, и это развивает человека, так как у него есть возможность содействовать чему-то прекрасному.

Святослав Николаевич любил Индию и её народ. Он отмечал: « Народы Индии очень интересны и духовно богаты, неповторимы… Куда не пойдёте найдёте нечто своё, особенное, отличное от других, но всюду высокий уровень культуры».

« Индия подарила Святославу Николаевичу,-писала Л.В. Шапошникова,- радость встреч и регулярных контактов с Высокими Сущностями, стоящими много выше нас на лестнице Космической эволюции. Это были Великие Души, или Учителя Рерихов, в сотрудничестве с которыми и была создана философия реального Космоса – Живая Этика. Святослав Николаевич говорил, что благодаря родителям он «познал великие ценности жизни и имел контакты с Личностями, которые прошли по великому и царственному пути самоосвобождения».

Будучи совершенным человеком, как свидетельствовали многие, Святослав Николаевич говорил: «Лучший подарок, который человек может дать своему окружению, своим ближним, это стать более совершенным человеком. То есть он должен над этим работать, всячески заботиться именно о том, чтобы стать более полноценным, более совершенным. Это то, к чему стремились многие из Учителей и мыслителей жизни. Каким способом, какими путями начать эту работу. Я думаю, самый простой способ – (сначала) определить направление, к чему мы должны стремиться, кем мы хотим быть, а затем каждый день улучшать то, что мы делаем в нашей жизни – каждое самое маленькое дело, которое мы встречаем на нашем пути. Если мы сделаем это чуть-чуть лучше, чем мы делали вчера, то очень скоро уже накопится драгоценный багаж, и мы очень быстро продвинемся.

Тему совершенного человека продолжил фильм «Всё зависит только от нас», который был предложен для просмотра.

В 1989 году в Москве по инициативе Святослава Николаевича Рериха был создан Советский Фонд Рерихов (с 1991 года – Международный Центр Рерихов), Почетным Президентом которого Святослав Николаевич остается до сих пор. В 1987 году в ходе встречи С.Н.Рериха с Генеральным секретарем ЦК КПСС М.С.Горбачевым идея создания в Москве негосударственного Центра-Музея имени Н.К.Рериха получила поддержку. Для будущего музея Мосгорисполком своим решением передал в распоряжение Фонда старинную усадьбу Лопухиных, выбранную самим С.Н.Рерихом. В марте 1990 года, выполняя волю своих родителей, он передал СФР бесценное наследие свой семьи – картины, предметы изобразительного и прикладного искусства, архив, библиотеку, личные вещи. Все это составило основу постоянной экспозиции негосударственного Музея имени Н.К. Рериха, деятельность которого строится на принципах, заложенных Святославом Николаевичем.

В качестве руководителя Центра-Музея имени Н.К.Рериха Святослав Николаевич назвал кандидатуру Людмилы Васильевны Шапошниковой, хорошо известного ему ученого-индолога, человека верного и испытанного, творчески и широко мыслящего. Он объявил ее своим доверенным лицом и поручил доставить в Россию культурное наследие своей семьи. Так, благодаря подвижнической деятельности Л.В.Шапошниковой, в 1990 году бесценный груз – результат многолетних героических трудов семьи Рерихов, ставший национальным достоянием России, – специальным авиарейсом прибыл из Индии в Москву.

Вопрос о статусе Центра-Музея С.Н.Рерих считал принципиальным. «Суть концепции Центра-Музея в том, что наиболее оптимальное его функционирование может быть в статусе общественной организации», – говорилось в его статье «Медлить нельзя!», опубликованной в газете «Советская культура» еще в 1989 году. Только так, по мнению С.Н.Рериха, Центр будет «обладать значительной независимостью, гибкостью, возможностью функционировать поверх ведомственных барьеров, используя новые, нетрадиционные подходы, напрямую выходя на международное сообщество».

За четверть века под руководством академика Л.В.Шапошниковой, Генерального директора и доверенного лица С.Н.Рериха, общественный Музей имени Н.К.Рериха стал настоящим магнитом красоты и новой науки. С каждым годом расширялось сотрудничество с передовыми учеными, деятелями культуры и представителями общественности. Еще совсем недавно общественный Музей Международного Центра Рерихов гостеприимно встречал посетителей в московской усадьбе Лопухиных. Сюда приезжали люди из разных стран, чтобы полюбоваться картинами великого Мастера живописи, познакомиться с научно-философскими идеями космической эволюции, принять участие в ежегодных международных научных форумах. По вечерам выдающиеся музыканты устраивали в зале Святослава Николаевича Рериха концерты классической музыки…

Сейчас ничего этого уже нет. В 2017 году под руководством чиновников Министерства культуры РФ и с помощью силовых структур общественный Музей имени Н.К.Рериха был захвачен и объявлен государственным музеем Рерихов – филиалом Государственного музея Востока. Прекрасные залы прежде общественного Музея, вызывавшие восхищение у всех, кто там бывал, разгромлены. Усадьба Лопухиных – заповедник стремительно исчезающей в России общественной формы культуры – превратилась в зону беззакония, где бессильны Конституция Российской Федерации и международное право.

Руководители Министерства культуры и Музея Востока пошли по пути преднамеренного искажения и подтасовки фактов в отношении условий передачи и местонахождения наследия Рерихов в России согласно волеизъявлению С.Н.Рериха, насильственных мер по захвату общественного Музея и дискредитации известной во всем мире Общественной организации «Международный Центр Рерихов». Они пытаются представить МЦР, который стоит на страже выполнения воли Святослава Николаевича Рериха, в виде секты, обвинить в экстремизме, чтобы потом ликвидировать через суд.

Почти четверть миллиона людей протестует против такого развития событий, подписав петицию в защиту МЦР и его общественного Музея имени Н.К.Рериха. От того, найдут ли представители правоохранительных органов и Правительства РФ в себе силы услышать глас народа и пресечь бесчинства чиновников Министерства культуры и ГМВ, зависит спасение исчезающей на глазах культуры России, без которой светлое будущее страны не состоится. У защитников общественного Музея имени Н.К.Рериха все крепче становится чувство будущей победы. Они убеждены, что участники рейдерского захвата понесут ответственность за содеянное, наследие Рерихов будет спасено и общественный Музей имени Н.К.Рериха вновь гостеприимно распахнет свои двери желанным посетителям. Как никогда актуальны сегодня заветы С.Н.Рериха:

«Хочу пожелать всем вам успехов в вашем благородном и необходимом для культуры Родины деле. Несите высоко знамя Учения и наших Учителей, не давайте его использовать в неблагих целях. Защищайте Международный Центр Рерихов, помогайте его сотрудникам, не позволяйте никому мешать его работе. Всего вам Светлого! Без страха продвигайтесь вперед. Да будут ваши сердца чисты, а помыслы благородны. Помните, что судьба России в ваших руках. Да будет Свет!