07.10.2018. 100 лет великому педагогу В.А. Сухомлинскому

Сухомлинский В.А.

28 сентября Василию Александровичу Сухомлинскому исполнилось бы 100 лет. Отметить его юбилей собрались представители культурной общественности в Музее жизни и творчества семьи Рерихов Кременчугского Рериховского общества. Творчество Василия Александровича – великого педагога и мыслителя, творчески мыслящего воспитателя, высокообразованного человека, непревзойдённого мечтателя и создателя школы будущого, настоящего удивительного человека – многогранно и многоаспектно. Сухомлинский был не только педагогом-практиком, но и глубоким, основательным ученым в области педагогики, хотя и не считал научную работу главной в своей жизни. «Главное – это то, что я народный учитель. Творить человека – это высшее счастье».

Труды В.Сухомлинского переиздавались огромными тиражами, а его главная книга «Сердце отдаю детям» издана на 30 языках мира.

Педагогика В.А.Сухомлинского – это педагогика доброты и человечности. Во главе ее угла – человек как высшая ценность. И школа, по мнению педагога, лишь тогда школа, когда главный предмет в ней человековедение. Ведущую роль в воспитании всесторонне развитой личности В.А.Сухомлинский придает необходимости превращения образования в важнейшую жизненную ценность.

«Работая директором школы, - писал В Сухомлинский в книге «Сердце отдаю детям» - я с горечью замечал, как иногда извращается естественная жизнь детей, когда учитель видит воспитание только в том, чтобы вложить как можно больше знаний в их головы. Невозможно без глубокой сердечной боли смотреть на то, как уродуется естественная жизнь ребенка не только во время уроков, но и в группах продленного дня. Есть, к сожалению, такие школы, где после 5-6 уроков дети остаются в школе еще на 4-5 часов, и вместо того, чтобы играть, отдыхать, жить среди природы, снова садятся за книгу. Пребывание ребят в школе превращается в бесконечный, утомительный урок. Так не должно продолжаться! Без постоянного духовного общения учителя и ребенка, без взаимного проникновения в мир мыслей, чувств, переживаний друг друга немыслима эмоциональная культура как плоть и кровь культуры педагогической. Важнейший источник воспитания чувств педагога - это многогранные эмоциональные отношения с детьми в едином, дружном коллективе, где учитель - не только наставник, но и друг, товарищ.

Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель", - писал Л. Толстой».

Воспитание - это прежде всего постоянное духовное общение учителя и ребенка.

Герасименко Л.Н,   Фото

Центральный стержень, без которого немыслима гармоничная, всесторонне развитая личность, по убеждению педагога, - это человечность в человеке. Именно к этому стержню привязывает он все, что приобретается ребенком в жизни вообще и в школе в частности. «Без нравственной чистоты теряет смысл все – образование, духовное богатство, трудовое мастерство, физическое совершенство».

Школа во взглядах Василия Сухомлинского призвана быть школой радости для детей, школой творчества для учителей и школой покоя для родителей, семей и общества. Одним из самых известных его нововведений является знаменитая Школа радости под голубым небом, которая убеждает в том, что главным в учительской деятельности является знание ребенка, развитие детей, развитие их логического мышления. Дети наблюдали различные явления природы, жизнь в ней, выражали свои мысли в беседах на темы «Живое и неживое в природе», «Времена года» и др.

Гимн Сухомлинского природе - это не просто проявление его личного увлечения и любования ее красотой. Василий Александрович как учитель, тонкий психолог, ученый-педагог был глубоко убежден в том, что дети, прежде чем развернуть школьную книгу и прочитать по слогам первое слово, должны прочитать страницы прекрасной в мире книги - книги природы. Развивать мышление детей, укреплять умственные силы ребенка среди природы - это, подчеркивает ученый, требование природных закономерностей развития детского организма, так как каждое путешествие в живой природе является уроком мышления, уроком развития ума. Именно среди природы у В. Сухомлинского особенно четкой, яркой была мысль: «Мы, учителя, имеем дело с нежнейшим, тончайшим, чувствительным, что есть в природе, - с мозгом ребенка».

Фото

В.А. Сухомлинский проводил уроки мышления в природе. Это один из самых удачных примеров интеграции различных видов деятельности, объединенных одной целью. Педагог рассматривал природу как источник знаний, пробуждение детской мысли. Он разработал методику уроков мышления среди природы, целью которых было пробуждение любознательности, обучение детей видеть, рассуждать.

Умение видеть прекрасное вокруг делает ребенка добрее, мудрее, духовно богатым. Действительно, любовь к природе родного края, желание понять ее, желание узнать о ней как можно больше – это источник духовных сил, корни духовности. Во время «часов любования природой» дети прислушиваются к звукам природы, учатся говорить у природы (даже тогда, когда царит тишина, что-то обязательно шуршит, шепчет, шелестит).

Весомое место в работе с детьми занимает сказка. Без сказки невозможно представить детство. Сухомлинский считал, что без сказки живой, яркой, которая завладевает сознанием и чувством ребенка, невозможно представить мышление и детсую речь. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу.

Без сказки невозможно представить детство – это следующий важный вывод Сухомлинского. Василий Александрович считал, что в начальной школе сказка игнорируется и к ней необходимо вернуться. Ведь это детское творчество очень нужное в этом возрасте. «Сказка - это, образно говоря, свежий ветер, который раздувает огонек детской мысли и речи. Дети не только любят слушать сказку. они создают ее».

Гуманизмом и большой любовью к детям проникнуты такие нововведения выдающегося педагога, как Комната сказки, Уголок мечты, Остров чудес. Обстановка Комнаты сказки была создана такой, чтобы дети чувствовали себя в мире сказочных образов

Сухомлинский считал - первыми творческими работами, которые составляет ребенок в начальных классах, должны быть именно сказки о том, что ребенок видит, переживает, чем занимается. Дети никогда не составят сказку, если не вдохновить их мысль, когда учитель сам на их глазах не будет создавать её. Немало времени истечет, прежде чем можно будет увидеть результаты этой работы, подчеркивал Василий Александрович. Сухомлинский отводит особое место пониманию неисчерпаемых возможностей сказки для развития воображения, образности мышления и речи ребенка, для эмоционального, умственного, нравственно-эстетического воспитания учащихся начальных классов.

Фото

Широкий простор для рождения сказки дают экскурсии в природу. Сочинять сказки можно обо всём: о зверях, растениях, о потерянной дедом перчатке, о листочке, который упал с дерева. Это и будет коллективная сказка первоклассников.

Присуствовавшие прослушали сказки В.А. Сухомлинского «Тихо, бабуся відпочиває», «Намисто з чотирма променями» («Тихо, бабушка отдыхает», «Ожерелье с четырьмя лучами»). Прослушали высказывания Сухомлинского о совести, труде, красоте:
«Только труд во всей его многогранности, направленный на познание, освоение мира, на самовыражение, самоутверждение личности в творчестве, только насыщение свободного времени трудом, обогащающим духовную жизнь, может дать человеку счастье»

«Совесть – это эмоциональная и моральная оценка человеком собственного поведения, поступков, это переживание и осознание ответственности за свое поведение перед людьми и перед самим собой».

«Красота – могучий источник нравственной чистоты, духовного богатства, физического совершенства».

«Красота – важное средство воспитания доброты, трудолюбия, сердечности и любви.

Об этом говорили в своих выступлениях сотрудники Кременчугского Рериховского общества : Герасименко Л.Н., Митюкова Е.В., Медведенко И.А., Данилевская М.В.

Долго ещё не расходились собравшиеся, обсуждая сказанное и дополняя знание о педагогическом творчестве нашего великого земляка, творившем великую педагогику всего за 20 км от Кременчуга. Педагогическое наследие Василия Александровича Сухомлинского – целебный источник человеческой мудрости, любви, золотые россыпи ценных педагогических мыслей, наблюдений и советов.